Category: наука

Category was added automatically. Read all entries about "наука".

madhouse

у нас вот в лабе треш и угар: все перессорились вчера, прям реально, две чувихи теперь не разговаривают друг с другом, вся лаба ходит на цыпочках. Один чувак тоже кажется с ума сошел (а он между прочим в одном как это bay со мной работает): обиделся там что кто-то себе всегда отдельные реактивы ну и всякую фигню заказывает, и решил что раз они obnoxious, то и он будет obnoxious, и заказал себе тоже все отдельное (12 наименований химического стекла, растворителей и реагентов, объемом все вместе наверно кубометр если в упаковке а может два), только перепутал и все сделал в тройном объеме. Еще один текнишен не знал сколько нам мыла (!) на лабораторию надо, заказал 40 (!) литров и огромное количество бумажных полотенец, а еще одна компания прислала нам по ошибке восемь ящиков disposable pipette tips (вместо одного на всю лабу) каждого вида. Все это одновременно явилось к нам сегодня,
!
Растворители (самые огнеопасные) запихали друг на друга в три слоя в вытяжной шкаф, дверцы закрыли, чем-то подперли что уж нашли. открывать не хотим. восемь этих ящиков сложили на полку над моим рабочим столом. я оттуда ушла пораньше: надеюсь, это все не заразно.

(no subject)

Вот мне понравилось (из околонаучных новостей):

Пфайзер заключил сделку с израильской биотех компанией Protalix BioTherapeutics насчет одного лекарства, что у Пфайзера теперь будут на него все права везде, кроме самого Израиля. Так вот, а лекарство это глюкоцереброзидаза (ща объясню без паники), которая предназначена для лечения редкого генетического заболевания Gaucher's disease (болезнь Гоше что ли по-русски), когда у человека не синтезируется хороший специальный фермент (это глюкоцереброзидаза как раз), а синтезируется неактивный (из-за мутации).

Protalix разработала технологию производства рекомбинантного этого фермента, и его будут получать в ... морковке! то есть трансгенной морковке, куда добавили нужный им ген. Я в восторге.

То есть процесс будет выглядеть так: будут засеивать эту морковку, потом она вырастет, ее соберут, измельчат мелко-мелко, потом сделают так (механически или ультразвуком), чтобы разрушить все клетки, а внутри-то белок. А к этому белку наверно приделан какой-нибудь тэг (tag), например несколько гистидинов на хвосте (гистидин - аминокислота), а у гистидина, как у хорошего такого комплексообразователя, сродство к никелю, так что пропустив все это месиво (предварительно отцентрифуговав, чтобы только раствор остался, ультрацентрифуга что-то типа 45000 rpm) через никелевую афинную колонку (то есть профильтровав через полимер, к которому приделан никель), можно получить только нужный белок в остатке. Хорошенько колонку (то есть этот никелевый полимер) промыв, белок элюируют имидазолом, который почти как сам гистидин по структуре и свойствам, поэтому сам предпочитает взаимодействовать с никелем, а белок будет вытесняться в элюат и вымываться с колонки. Потом возьмут другой белок, который отрежет этот гистидиновый хвост, и вот тебе все готово.
Ну то есть я-то точно не знаю, как именно они там делают, но это очень распространенная схема то что я здесь описала.

Вообще эта болезнь Гоше относится к большой категории генетических болезней, называемых lysosomal storage diseases. Они все заключаются в том, что лизосомы - это такие места в клетках, где происходит разрушение ненужных уже веществ, их переваривание и размельчение на мелкие кусочки (простые молекулы) всякими ферментами. Каждый фермент разлагает определенный класс веществ: белки, или вот например липиды тоже. Цереброзиды - это такой класс липидов, которые находятся в клеточных мембранах, цереброзидаза - это фермент в лизосомах, который должен их разрушать. Глюкоцереброзид - это такой конкретный цереброзид с прицепленной глюкозой, он встречается в основном в клетках вне нервной системы. Соответственно, глюкоцереброзидаза - она должна его расщеплять. Но если она неактивная, то она не может этого делать, поэтому он не разрушается, а накапливается, лизосомы в соответствующих клетках становятся огромные, клетки не могут нормально функционировать, ужасно. Эти полудохлые распухшие клетки поглощаются макрофагами (иммунная система, ее ответ), но макрофаги тоже ничего не могут сделать с глюкоцереброзидом, и в общем, всякая патология. В зависимости от того, какая конкретно мутация этого гена, эта болезнь может также затрагивать нервные клетки, и тогда это может быть очень остро, быстротечно и плохо. Мозг - он всему ведь голова.

В общем лечение одно только, да и то не для всех случаев этой болезни подходит - как раз инъекции вот рекомбинантного фермента. Аналогичные методы лечения пытаются и используют для других лизосомных болезней тоже.

Но вот здесь еще такой интересный этический момент. Protalix - не первая компания, которая придумала делать рекомбинантный этот фермент. Есть такая компания, очень известная, называется Genzyme, разные вещи делает, биотех понятно. Они на данный момент единственные, кто производит этот же рекомбинантный фермент, но как-то по другой производственной схеме. Так вот, эти несчастные больные, это для них единственное лечение, и оно необходимо им в течение всей жизни, если прекратить - то все. Ну и поэтому Genzyme, ничтоже сумняшеся, берет (по разным данным) от 200 000 до 500 000 долларов в год с человека за это лекарство. Короче говоря, такую вот цену человеческой жизни они поставили, хочешь - плати. Такие дела. Надо же отбивать затраты свои (ну и яхты там покупать), болезнь-то редкая. Но не всем нравится.
А производят они это кстати прям тут, в Оллстоне (это район Бостона), от Гарварда через реку как раз их заводик такой милый небольшой стоит.